Рахман Гаджиев: “Азербайджан больше всего заинтересован в стабильности на Южном Кавказе”
01.10.2020 12:00
Накануне в прямом эфире YouTube-канала “Соловьёв LIVE” в передаче “Поле Куликова” ведущий, политический консультант Дмитрий Куликов взял интервью у политолога, главного редактора 1news.az Рахмана Гаджиева о том, что происходит в настоящее время в зоне нагорно-карабахского конфликта. Гаджиев подключился к эфиру после интервью с главредом ИА “Реалист” Саркисом Цатуряном, посвятившим свою речь распространению фейков о сути конфликта и текущих боевых действиях.
– Рахман, скажите, пожалуйста, вашу точку зрения, что происходило в течение последних суток в зоне боевых действий. Как вы оцениваете ситуацию? Как вы оцениваете более широкое пространство, которое вокруг этого конфликта складывается, в том числе и геополитическое?
– Добрый вечер. Спасибо вам большое за предоставленную возможность высказаться по этому поводу. Действительно, процессы происходят весьма тревожные. Они тревожны не только для нас, но и для наших стратегических партнеров, ближайших соседей, в том числе, РФ. Я послушал сейчас мысли армянского коллеги, который буквально засыпал нас каким-то компотом невнятных тезисов. Я бы хотел в некотором контексте также коснуться вопросов, о которых говорил и он тоже. Что происходит сегодня в регионе?
Безусловно, происходит то, чего Азербайджан всячески старался избежать. На протяжении последних двух десятилетий Азербайджан оставался верным переговорному процессу, несмотря на то, что под оккупацией находились и находятся территории, общепризнанные, согласно мировому праву, территориями Азербайджанской Республики (это не только Нагорный Карабах, претензии на который выдвигает армянская сторона, но и семь районов, окружающие его, на которые у армян претензий исторически никогда не было). Они продолжают оставаться под контролем Армении. Армения долгое время пыталась отнекиваться от этого, говорила, что территории контролируются неким образованием, которое величает себя “Нагорно-Карабахской Республикой”.
Точка в этом вопросе была поставлена еще в 2015 году, когда Европейский суд принял решение по делу «Чирагов и другие». Это дело шести граждан Азербайджана, насильственно изгнанных из Лачинского района Азербайджанской Республики. По делу было принято решение, которое подтвердило, что именно Республика Армения осуществляет эффективный контроль над этой территорией – над территорией Нагорного Карабаха и окружающих его районов. Что такое эффективный контроль? Согласно конвенциям, которые были приняты еще в начале ХХ века, это, фактически, оккупация. То есть Армения является страной-оккупантом, которая незаконно удерживает под контролем азербайджанскую территорию.
Теперь к сути. Есть четыре резолюции Совбеза ООН. Резолюции, которые однозначно призывают к выводу оккупационных сил с азербайджанских территорий. Республика Армения также упоминается в этих резолюциях, но она почему-то усиленно игнорирует их исполнение. Предыдущий оратор говорил о том, что Армения заинтересована в стабильности и прочих прекрасных вещах в регионе. Возникает вопрос: что делает армянский солдат на азербайджанской земле? Эту землю независимой не признает, в том числе, сама Республика Армения. Этот вопрос до сих пор не находит своего ответа.
Кто больше всего заинтересован в безопасности в регионе? Уважаемый Саркис говорил о проекте «Север-Юг», к которому Армения не имеет никакого отношения. Это транспортный коридор из России в Иран. Позвольте спросить, север-юг, география, геометрия на карте, через какую страну проходит коридор «Север-Юг»? Он проходит через Азербайджан. Азербайджан больше всего заинтересован в безопасности, в спокойствии в регионе, чтобы проекты, которые были инициированы или которые осуществляются при участии Азербайджанской Республики, нормально претворялись в жизнь. Энергетические, инфраструктурные, транспортные проекты, коридоры, которые мы строим с нашими партнерами, в том числе и с Россией. Глупость полная – говорить о том, что Азербайджану выгодно нестабильность в регионе.
Второй момент, которого хочу коснуться. Саркис говорил о боевиках. Давайте небольшой экскурс в историю: в 1990-е годы в Карабахе воевали боевики на армянской стороне, боевики, которые прошли обучение в лагерях на Ближнем Востоке у террористической организации ASALA при участии других ближневосточных террористических организаций. Это написано в книге некоего Маркара Мелконяна My brother’s road. Кто был его братом? Монте Мелконян, герой Армении, террорист, бородач, замешанный в убийстве гражданских лиц. Почему мир должен верить абсурду, который озвучивает армянская сторона? Где хоть одно доказательство того, что здесь присутствуют боевики?
Я вам скажу, сегодня в Telegram канале, в армянском паблике было опубликовано заявление некоего арабского, ливанского боевика в армянской военной форме. Могу вам выслать ссылку, посмотрите, полюбуйтесь. Говорит о том, что он будет воевать в Карабахе на стороне армян. Говорит в армянской форме. Позже МИД РФ, буквально спустя несколько часов после публикации этого видео, выступает с заявлением, в котором призывает стороны, не называя, воздержаться от подобной практики. По-моему, весьма красноречивая говорящая о себе совпадение: публикация в армянском паблике – заявление МИД РФ.
– Здесь по поводу нашего МИДа я бы все-таки придерживался точно смысла сказанного. Есть призыв сторон, есть информация, как говорит наш МИД, давайте покажем это сообщение нашего МИДа, и мы вернемся к разговору.
“Департамент информации и печати МИД России относительно переброски иностранных наемников в зону нагорно-карабахского конфликта. По поступающим сведениям, в зону нагорно-карабахского конфликта осуществляется переброска боевиков незаконных вооруженных формирований, в частности из Сирии, Ливии, в целях непосредственного участия в боевых действиях. Глубоко озабочены этими процессами, которые ведут не только к еще большей эскалации напряженности в зоне конфликта, но и создают долговременные угрозы для безопасности всех стран региона. Призываем руководство заинтересованных государств принять действенные меры по недопущению использования иностранных террористов и наемников в конфликте и их незамедлительному выводу из региона”.
Просто справедливости ради, информационные сообщения были очень разнообразные за последние дни. Вы указываете только на то, что кто-то был в армянской форме. Есть другие указания на то, что перебрасываются через Турцию. Российский МИД однозначно указывает на недопустимость привлечения таких незаконных формирований со стороны любой из сторон, участвующих в конфликте. Это очень важно понимать и фиксировать, позицию российского МИДа. Извините, что я вас прервал.
– Очень правильное уточнение. Я бы рекомендовал с ним ознакомиться несколько раз выступающему, который говорил до меня, потому что он в однозначной, категоричной форме валил ответственность за это на Азербайджан. Я думаю, МИД России лучше разбирается в тонкостях вопроса и весьма сдержанно и нейтрально высказался на эту тему. Теперь такой момент: абсурдность переброски боевиков. На мой взгляд, очень легко разбивается этот тезис. Начнем с того, что сообщения, о которых говорите вы, да, их было много, но публиковались они исключительно армянскими источниками. Это ангажированная, заинтересованная сторона, пристрастная.
– А Guardian?
– Давайте так, я приведу вам пример. Прекрасный пример Guardian, там был еще и Reuters. Я вам могу процитировать публикацию, которая была в ведущей так называемой колыбели журналистики, в агентстве Reuters. Reuters писал о том, что, по поступившим сообщениям от двух лиц, личность которых невозможно было установить, выдвигается предположение, что…
– Рахман, я даже не буду дискутировать. У меня даже нет никаких сомнений по поводу качества западных СМИ. Я просто обратил ваше внимание, что, например, называть Reuters или Guardian армянскими источниками будет не совсем правильно.
– А я не называю их армянскими источниками, я называю их СМИ, медиа-ресурсами, которые публикуют ерунду, которые ничего…
– Здесь я с вами спорить не буду. Они очень часто публикую ерунду. Может быть, и в данном случае тоже.
– Совершенно верно. Более того, давайте посмотрим на этот вопрос более объективно. Азербайджан – население 10 млн человек, Армения – население около 2 млн человек. У Азербайджана военный бюджет сопоставим с государственным бюджетом Республики Армения. Зачем нам сдались какие-то боевики? У нас и живой силы, и техники полным-полно. Армения боится столкнуться один на один с Азербайджаном и пытается предать этому двустороннему конфликту какую-то международную направленность, чтобы вовлечь туда третьи стороны. Я вам могу сказать, зачем это делается – чтобы вовлечь Российскую Федерацию, у которой прекрасные отношения с Азербайджаном и которой совершенно ни к чему, на мой взгляд, глобальные проблемы с Турцией. Почему Армения усиленно пытаются схлестнуть РФ и Турцию? Во имя достижения своих целей. А цели вы знаете какие. Недавно президент Республики Армения Саркисян выступал с ревизионистскими заявлениями о том, что армянам, видите ли, не нравятся условия Карского договора, и они хотят реанимировать Севрский договор, который никогда не вступал в силу, потому что не был ратифицирован. Я ему написал открытое письмо. Надеюсь, этот господин с богатым опытом работы в английских нефтяных компаниях прочитал мое обращение.
Так вот, что я хочу сказать, Российской Федерации совершенно ни к чему идти на поводу у этой страны, которая периодически пытается таскать каштаны из огня чужими руками. Они это делали не раз. Они отворачивались и от России. Посмотрите, кто сейчас возглавляет эту республику? Марионетка соросовская, который пришел к власти, свергнув действующую власть, и назначил на все должности практически ставленников зарубежных, западных НПО. Я не знаю, честно говоря, как можно вообще серьезно доверять подобному человеку, элите, которую он представляет и формирует сегодня, и в угоду их непонятным интересам портить отношения со стратегическим партнером, который предсказуем, который не нарушает данных обещаний, который в принципе вместе с Россией формирует безопасность и стабильность на Южном Кавказе. Зачем идти на поводу у этих выпадов и инсинуаций – для меня загадка.
– Вопросы ваши понятны, Рахман. Спасибо вам за содержательный разговор и за четко, внятно представленную позицию. Она понятна. Тут даже нечего обсуждать. Я только от себя бы добавил один момент. Понимаете, внимание РФ, да, стараются привлечь, стараются как-то нас вовлечь. Мы при этом стараемся добиться главного – мы стараемся добиться мира. Что действительно меня смущает во всем происходящем – это даже не позиция Азербайджана, а позиция Турции во многом. Потому что у меня складывается такое впечатление, что тот или иной способ ведения военного конфликта, я исхожу буквально из официальных заявлений турецкой стороны, является прямым интересом турецкой стороны. Я могу понимать отстраненно позицию Азербайджана. Этому конфликту много лет, он не имеет простого решения. В любом случае, даже если это будет большая война, это не будет точно простым решением. Я это точно понимаю. Я могу понимать позицию Армении. Но когда Турция является в публичном своем проявлении интересантом больше, чем даже сам Азербайджан, это меня, честно говоря, очень сильно смущает. И очень сильно смущает многих здесь у нас в России. Потому что, еще раз говорю, когда президент Турции является на порядок более боевым и воинственным, чем власти Азербайджана, это заставляет о многом задуматься.
– Спасибо вам за вашу ремарку. Во-первых, роль России мы ценим. Россия всегда воспринимается на постсоветском пространстве как важный актор международных отношений, обсуждать или отрицать – абсурд. Роль России должна быть, я считаю, в регионе стабилизирующей однозначно, потому что это важнейший сосед, наш крупнейший экономический партнер, в России проживает огромная азербайджанская диаспора, армянская тоже. Говорить о зависимости Армении от России вообще не стоит, потому что там границы охраняются российскими солдатами и там ваша военная база.
На что бы я хотел обратить внимание. Во-первых, турецкий лидер может говорить что угодно. Это его право, я не могу обсуждать политику Турции. Я могу сказать только за своего президента, за свое общество. Что бы ни говорил турецкий лидер, большим патриотом Азербайджана, чем Ильхам Алиев, он быть не может и не будет никогда. У Ильхама Алиева есть стиль: он говорит четко, конкретно и действует, так как он человек слова и человек действия. Причем он не обзванивает мировых лидеров, как Пашинян, который позвонил уже два раза Путину.
Для того, чтобы переговоры были мирными и субстантивными, армянам нужно просто перестать, извините за выражение, вешать лапшу на уши мировому сообществу. Есть резолюции Совбеза ООН, есть резолюции Генассамблеи ООН, есть обращения, заявления сопредседателей, могу процитировать их, есть Мадридские принципы. Пашинян, пришедший с улицы, обнуляя переговоры, которые шли 20 с лишним лет, должен был понимать, что за это он получит. Он хотел сорвать переговоры – он их сорвал. Теперь мы будем говорить параллельно с пушками. Говорят пушки, идут переговоры. Действуй, доказывай своими действиями, что готов выполнять требования, в том числе и сопредседателей, и с российской стороны, которые обращались не раз к нему с требованием вывести вооруженные армянские формирования с окружающих Карабах регионов. Это вообще не предмет какого-то спора. До сих пор армянские танки и солдаты стоят в Зангелане, Физули, Агдаме – это не Нагорный Карабах, эта территория никогда не была предметом спора. Спасибо большое.